Не укради у ближнего

Уже ни для кого не является секретом, что в торговых сетях вовсю происходит воровство товара. Очевидно, что давно пришла пора начать вести серьезный разговор на эту тему и дальше замалчивать проблему никак нельзя.

Даже в супер навороченных торговых сетях, где все обустроено по последнему слову охранной техники, без потерь не получается. И доходят эти потери, по приблизительным подсчетам, от 1% до 4% от общего товарооборота.

Специфика воровства в разных сегментах торговли отлична друг от друга. Если в продуктовом секторе активное участие в воровстве принимает сам персонал (до 60% всех краж), то в непродовольственной рознице явное преимущество имеют покупатели. Которые, в свою очередь, подразделяются на воров – «профессионалов» и воров- «любителей».

Самый больший вред приносят, конечно, воры – профессионалы. И хотя их доля в общем количестве покупателей мала, всего 3%, а число краж составляет около 20% от всех совершенных краж, то вот общий объем от украденного составляет уже довольно внушительную цифру - порядка 80%.

Поэтому борьба именно с этой категорией злоумышленников является основной в сфере магазинов бытовой электроники, парфюмерии и косметики. И именно на эти категории торговых заведений необходимо, прежде всего, обращать внимание и направлять средства защиты.

Для воров-профессионалов кража - это их бизнес, поэтому похищенное редко оставляется для себя, а чаще всего перепродается. Среди экспертов по безопасности даже бытует мнение, что свое мастерство и навыки воры оттачивают в специальных воровских школах и что при появлении на рынке какой-либо технической новинки, она тут же подвергается тщательному изучению и нахождению в ней «слабых» мест.

В отличие от воров – любителей «профессионалы» берут некрупные, но дорогостоящие товары, и, как правило, в фирменной упаковке, чтобы позже без проблем сбыть скупщику краденого. Возраст таких воров может быть любым – от подросткового до пенсионного.

«Работают» профессионалы и в одиночку, и с напарниками (напарницами). Однако могут использовать (особенно женщины) детей, укладывая ворованный товар в детские рюкзачки или специально нашитые для этого в детской одежде внутренние карманы.

Для того, чтобы незаметно вынести товар из магазина, используются различные коробки, дипломаты, имеющие двойное дно, или так называемые «бустер-бэг». Это либо сумка, изнутри проложенная фольгой, либо одежда, сшитая особым образом и предназначенная для «обмана» охранных систем. Благодаря таким «бустер_бэгам», не опасаясь, что сработают датчики, товар проносится через противокражные ворота. За один заход профессионал старается вынести как можно больше предметов.

Рекомендуемая на сегодня защита от таких способов воровства – установка специальных металлодетекторов. Это антенны, которые реагируют на объем металлизированной сумки-«тары». Антенны могут быть встроенными в противокражные ворота, или поставленные с рядом уже существующими. К их минусам относятся: относительная дороговизна системы с металлодетектором и невозможность совместного использования по ряду причин с акустомагнитными притивокражными воротами.

Но в принципе профессионалу не нужна никакая сумка, он просто использует другую технологию: снимает магнитный датчик. Для этого используются специальные технические средства: устройство для снятия датчиков и датчик (деактиватор) для разблокировки товара. Помогает система, в которой используются дублирующие метки (незаметные, иногда прозрачные) или гибкие этикетки. В общем, неплохой способ защиты.

Поймать профессионального вора сложно, его долго вычисляют, и длиться это может несколько недель. Зная его тактику, а именно, что, найдя лазейку, он будет регулярно приходить в магазин, необходимо постоянно тщательно анализировать в этот период поведение покупателей, используя для этих целей средства видеонаблюдения и сотрудников охраны в штатском. И, как результат, в один из визитов, застав похитителя на месте преступления, взять с поличным.

Некоторые воры просто ломают датчики, для чего перерезают специальными ножницами корпус, состоящий из пластика, или металлический тросик устройства. Причем все это необходимо исполнить быстро и незаметно и не повредить при этом сам товар. Способ борьбы с такими трюкачами заключается в следующем: используются модели датчиков, где пластик более прочный, а тросики - из сверхпрочных материалов или приобретаются устройства со встроенной и громкой сигнализацией.

Но часто бывает и так, что как пристально не следят за ценным товаром, а его ухитряются похитить. И всему виной здесь обыкновенная невнимательность персонала: просто под разными предлогами похитителю удается усыпить его бдительность.

Значительно меньший вред, хотя они и более многочисленны, приносят воры – любители. Эти воруют не из-за того, что нет денег, не для того, чтобы прокормиться, а просто для острых ощущений, для поднятия в крови адреналина. Они не так страшны, как воры-профессионалы. Среди них можно встретить весьма состоятельных людей, для которых это воровство своего рода приключение. Похищают небольшие и недорогие предметы, те, которые можно засунуть в карман или положить в небольшую, разрешенную для проноса в магазин, сумочку. Чаще всего ими используется один и тот же прием – попробовать вынести товар, а на нем якобы нет датчика, а если задержат, то говорить, что товар совсем случайно оказался в сумке вместе с покупками, или его по забывчивости не размагнитили. Как правило, это не очень дорогой товар.

Способ борьбы: наличие в магазине противокражных ворот и бдительной службы безопасности.

Самыми используемыми и востребованными являются противокражные ворота, применяющие в своей работе принцип радиочастотной (8,2 МГц.) и акустомагнитной (58КГц.) технологии. Электромагнитные системы устанавливают в межкассовых проходах продовольственных магазинов и гипермаркетах, а также в косметике, парфюмерии и аптеках. Применяемые к ним требования – это эстетичность самих ворот ( должны не портить интерьер магазина), чувствительность противокражных антенн, и соответствующий внешний вид электронных датчиков (должны быть незаметными, легкими, не мять одежду, и не мешать примерке).

Для защиты товара от хищений предприятиям торговли необходимо использовать ряд мероприятий. Сюда входят: работа с ЧОПами, установка тревожной сигнализации; при подготовке объекта к вводу в эксплуатацию - надлежащее укрепление стен, потолков, оконных и дверных проемов, оснащение дверей и окон металлическими рольставнями; установка различных противокражных систем, а также системы, контролирующей количество товара, вносимого в примерочную

Благодаря новым технологическим разработкам в сфере противокражного оборудования, уже появились системы, способные увеличивать расстояние, которое они позволяют защитить, повышающие точность детекции, происходит улучшение эргономики и эстетики ворот и датчиков. Появились такие возможности как размещение рекламы на противокражных воротах и много других опций.

Поэтому при решении вопроса о выборе ворот необходимо учитывать разнообразие моделей, и диапазон цен на них.

Специалисты в один голос заявляют, что при организации системы для обеспечения эффективной защиты мало какого-то отдельного преимущества, нужен всесторонний подход. Но самое удивительное, что воров не останавливает ни серьезная охрана, ни видеонаблюдение, ни пуленепробиваемые стекла, ни противокражные ворота и т.д. Поэтому, комплексная система – это хорошо, но успех зависит также и от отлаженной работы охраны, электронной системы и персонала магазина.

Противокражное оборудование эффективно лишь при условии, что оно функционирует исправно. В противном случае оно станет бесполезным муляжом. Ошибки при инсталляции системы недопустимы.

В заключение следует отметить, что хотя оборудование и защищает от большинства краж, но краж спонтанных, а вот от профессиональных воров оградиться очень сложно. Сегодня вор – профессионал способен обмануть практически любую противокражную технологию Но это не значит, что борьба проиграна. Пусть вору будет неуютно в магазине, а создать такие невыносимые условия для него постарается большое разнообразие современных технологических решений.

Виктория Аникеева специально для Альтернатива-М

Требования к охранному предприятию на текущий 2014 год