Коммерческая тайна. Причины разглашения.
Коммерческая тайна – особо ценная информация, разглашение которой влечет отрицательные материальные последствия для фирмы. От упущенной выгоды, до потерь сделанных вложений в перспективное новшество.
Чтобы обеспечить сохранность коммерческой тайны требуется понять механизмы ее утечки. Если предприниматель уверен, что ключ к сохранению ценностей предприятия таит в себе правильная организация службы безопасности, методики шифрования данных и надежные сейфы, то он сильно ошибается. Даже если сейф не очень крепок, слабейшим местом остается человек, имеющий ключи. На любой степени защищенности персональном компьютере «уязвимое место» находится за клавиатурой. Так или иначе, в большинстве случаев источником утечки являются сотрудники. О проблемах и путях решения ниже.
И снова, предприниматель, решивший, что сотрудники просто продают коммерческие тайны фирмы, ошибется. Согласно официальным опросам компаний и мнениям опытных специалистов служб безопасности – желание «заработать как угодно» находится на одном из последних мест своеобразного рейтинга.
На третьем месте прочно стоит колоссальное количество неконтролируемых копий документов. Неудачные распечатки, переделанные квитанции могут лежать в «стопке для черновиков» или выбрасываться в корзину целыми. Черновики необходимы, но определенные документы никогда не должны попадать в их категорию, есть разница между копией договора аренды помещения и распечаткой деловой переписки исполнительного директора.
На втором месте находится гнев сотрудников. Согласно статистике, чаще всего, коммерческую тайну разглашают сотрудники, не совсем справедливо уволенные. Что греха таить, когда хороший специалист как человек не нравится или хотелось бы освободить место для своего родственника, просто так уволить человека не получится. Придется либо полулегально начинать травлю с целью получить заявление об увольнении по собственному желанию, либо искать все мелочи и проступки для оформления дисциплинарных нарушений. Стоит ли потом удивляться, когда затравленный сотрудник отдаст все доступные тайны фирмы конкурентам, причем вовсе не за деньги? Что делать в таком случае? Увольнять мягко - объяснить ситуацию, уволить по соглашению сторон с выплатой небольшого выходного пособия. Практика показывает – это решает проблему. Сотрудник не должен остаться полностью довольным, но выход на контакт с конкурентами и передача им информации требует временных затрат. Пусть ваш бывший работник будет не настолько зол на вас, дабы тратить на это свое время и силы.
На первом месте самое обычное и присущее людям общение. Жизнь и работу делить невозможно, на рабочем месте проходит больше буднего времени, нежели в домашней обстановке. Сотрудники общаются, делятся опытом, посещают вечеринки, в том числе употребляют алкоголь. Победить и отследить это невозможно, но частичное решение есть. Не стоит делать документацию общедоступной в пределах офиса, сотрудникам нет нужды подменять друг друга на различных работах (консультант-продавец, заодно составляющий кассовые отчеты, занимающийся обслуживанием компьютерной техники и принимающий телефонные вызовы на головном телефоне фирмы может знать и иметь чересчур много). Каждый специалист должен выполнять исключительно свои обязанности, в таком режиме, информация, доступная одному отделу, не будет в темпе превращаться в достояние всего персонала фирмы.
Поверьте, тайны фирмы обычно собирают не профессиональные хакеры и взломщики, а люди обладающие навыками популярной ныне социальной инженерии. Если против вас работают опытные специалисты, что случается редко, шансы сохранить информацию ничтожно малы. Но намного обиднее, когда против вас никто специально не работает, однако происходящее на фирме стало достоянием других.
Алексей Алемов для www.alternativa-m.ru